Старейший учитель математики Беларуси: «Три часа на весь тест недостаточно»
В столичной средней школе № 19 ведет занятия Александр Фельдман, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на уроке у самого старого учителя Беларуси в 11 «А» классе.
— А теперь мы поступим немного иначе! — резюмирует Александр Маркович, визуально оценив на доске решение уравнения ученицей.
И предлагает классу попробовать получить тот же ответ, но другим способом.
— Вот эта задача взята из программы проведения внутреннего экзамена в БНТУ в 2006 году, — дает очередное задание старшеклассникам.
За 45 минут урока на доске появились и успели исчезнуть более десяти сложных уравнений и примеров. Для того чтобы научиться решать задачи, нужно решать задачи — таков принцип работы А. Фельдмана.
К нему дети по-прежнему приходят практически каждое утро на ранние консультации.
— Проводим их до начала уроков. Они призваны помочь ученику преодолеть трудности в решении задач, которые я задавал на дом. Не исключено, что не очень прилежный школьник, не потратив ни минуты на домашнюю работу, тешит себя мыслью: «Утром все узнаю». И это уже хорошо! — говорит Александр Маркович.
В кабинете математики все стеллажи заполнены книгами. Они везде, какую бы дверцу ни открыл. Хотя, пожалуй, сделать это будет и не совсем просто. На каждой — по замку. Причем их такое разнообразие: и маленькие сувенирные, и большие старинные. Есть даже велосипедный.
— Ведь я не один здесь хозяин, а к книгам отношусь очень бережно, — Александр Маркович берет большую связку ключей и по очереди открывает дверцы, посвящая меня в таинства полок. Замечаю свежее издание «Математики в школе много не бывает». Автор Александр Фельдман.
— Это сборник статей, написанных мною в разное время и опубликованных в российских и белорусских журналах. Книга еще есть в продаже, — замечает учитель.
— А какие сувениры вам ученики дарят?
— Часы! Люблю как произведение искусства, — рассказывает Александр Маркович.
На стенах класса их множество — с сердечками, в деревянной оправе, с барометром и термометром. А на окне стоит металлический… гонг.
— В субботу звонков нет, вот его и используем, — улыбается педагог.
Перемена. Спешу пообщаться с учениками Фельдмана.
— Тогда я выйду из класса на пять минут. Можете спрашивать у них что угодно! — тактично поступает учитель и действительно покидает кабинет.
— Вы знаете, что у нас в музее есть целый стенд, посвященный Александру Марковичу? — не дожидаясь моих вопросов, начинает диалог одиннадцатиклассница Таисия Ефимова.
В прошлом году учителю исполнилось 80 лет. По этому случаю устроили большой школьный праздник, даже сократили уроки.
— Для нашего Александра Марковича возраст не показатель: в душе он такой, как мы. Активный, все время в деле. После уроков не остается вопросов, все понятно. Но больше всего любим, когда он про свою жизнь рассказывает. Вспоминает поучительные истории, которые когда-нибудь нам обязательно пригодятся, — считает Таисия.
Ну вот, например. Педагог в молодости ни разу не пробовал алкоголь. На старших курсах университета пошел на встречу выпускников. Отправились в кафе. Александр Маркович пригубил — стало нехорошо. И, по его словам, тут же «бросил пить».
— У него огромный опыт решения задач. Полученные на уроках знания позволят успешно сдать ЦТ и хорошо учиться на первом курсе университета. У меня двоюродная сестра поступила на физфак. Спрашивает, что такое производная, факториал. Они это сейчас проходят, а мы, школьники, уже знаем! — говорит Таисия.
— Александр Маркович, как заслужить такую любовь школьников?
— Заниматься своим предметом. Мои удачи — это успехи учеников. Стараюсь, чтобы они развивались в предмете. Благодаря опыту знаю, где встретить интересную задачу, где найти хорошее дополнительное пособие. Ни в коем случае нельзя ограничиваться учебником. Не боюсь с ребятами рассматривать сложные задания, например уровней В11, В12 централизованного тестирования. Следует нацеливаться на максимальные 100 баллов — и многие подтягиваются.
— Не идут ли учителя на поводу у тестов?
— Лично у меня как у учителя математики две трудности: подготовить ребенка к сдаче ЦТ и выпускному экзамену за курс средней школы. Последнее испытание требует культуры письменной математической речи. Должны быть не только правильные вычисления, но и грамотные обоснования, доказательства. Так сложилось, что я работаю только в старших классах. Когда ко мне на урок впервые приходит 10-й, кроме ссылки на теорему Пифагора, при решении заданий у ребят других вариантов нет. А их десятки! И эти трудности мы тоже преодолеваем. Чтобы дети смогли успешно продолжать образование в вузе, они должны быть загружены в школе. Учеба — дело нелегкое. Но если проходит с интересом и увлечением, здоровью не вредит.
— ЦТ сами пробовали сдавать?
— Мысль возникает, но не пробовал. Однако замечу: задачи В11 и В12 требуют много времени. Три часа на весь тест недостаточно. Хотя бы полчаса прибавить.
— Что означает крошечный значок на лацкане вашего пиджака?
— Считаю, на костюме должна присутствовать деталь, которая обращает на себя внимание. Вот вы и обратили. Из моих любимых — брошь в виде листа Мёбиуса. Его считают символом современной математики.
— Вы старожил Советского района. Что больше всего в нем любите?
— Когда иду по улице, редко бывает, что не встречу своего бывшего ученика (смеется). В Советском много красивых мест для отдыха. Живу на улице Гамарника. Недалеко открыли «Макдоналдс» — нечасто, но захаживаю.
— Ваши выпускники в социальных сетях создали Клуб почитателей Александра Фельдмана.
— А в «Википедии» есть страничка обо мне. Правда, не знаю, кто мог ее написать.
— Там среди многочисленных регалий указано, что вы дважды соросовский учитель.
— В 1990-х годах начал работать Фонд Сороса, который назначал премии учителям математики, физики, химии и биологии в размере 1 000 долларов. Лауреатов определяли по опросам студентов вузов. Учителя, имя которого чаще называли, награждали. Это почетное звание.
Фото Сергея Пожоги